на першу контакти

Н А С Т А В Л Е Н Н Я

І
Тело Христово

Господь наш Иисус сказал ученикам Своим: «Я есмь путь, истина и жизнь, никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего, и отныне знаете Его и видели Его». Филипп сказал Ему: «Господи! Покажи нам Отца, и довольно для нас». Иисус сказал ему: «Столько времени Я с вами и ты не знаешь Меня? Филипп, видевший Меня видел Отца Моего».

Отец обитает в свете неприступном, и Дух есть Бог, и Бога не видел никто никогда. Не иначе как в Духе возможно видеть Его, ибо Он Дух, подающий жизнь, плоть же не пользует нимало. Но и Сына в том, в чем Он равночестен Отцу, невозможно увидеть иным образом, чем как Отца, и иным образом, чем как Духа Святого.

Потому все, кто видели Господа Иисуса в Его человечестве, но не увидели и не уверовали в Духе и Божестве, что Он истинный Сын Божий, прокляты. Так и ныне: все те, кто видят Святые Тайны, освящаемые словами Господа на алтаре, в руках иерея, под образом Хлеба и Вина, и не видят, не веруют в духе и божестве, что сие есть воистину пресвятое Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, - они тоже прокляты, ибо Сам Всевышний свидетельствует об этом, когда говорит: «Сие есть Тело Мое и сия есть Кровь Моя нового завета (изливаемая за многих)», и ещё: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную».

Посему-то Дух Господень, обитающий в верных Своих, и принимает пресвятое Тело и Кровь Господа. Все же иные, не причастные сему Духу и мнящие, будто принимают пресвятое Тело и Кровь Христову, едят и пьют осуждение себе. Потому: «Сыны мужей! Доколе будете жестокосердны?». Почему не познаете истины и не уверуете в Сына Божия?

Вот, на всякий день Он умаляет Себя, как некогда с царского престола снизошел в утробу Девы, каждый день Он Сам приходит к нам в смирении, каждый день из лона Отчего нисходит Он на алтарь, в руки иерея. И как святым апостолам Он явил Себя в истинной плоти, так ныне Он являет Себя нам в освященном Хлебе. И как те плотскими глазами своими видели только плоть Его, но, созерцая духовными очами, веровали, что с ними Сам Господь Бог, так и мы, видя телесными глазами Хлеб и Вино, должны видеть и твердо веровать, что сие есть Пресвятое Тело Его и Кровь, живая и истинная.

И таким образом Господь вечно пребывает с верными Своими, как Сам сказал: «Се, Я с вами до скончания века».

ІІ

Зло и своеволие

Господь сказал Адаму: «От всякого дерева в раю ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него». Итак, мог Адам есть плоды от всякого дерева в Раю, и пока не нарушил послушания, он не согрешил.

Воистину, тот ест от дерева познания добра, кто присваивает себе собственную волю и превозносится тем добром, какое Господь говорит и совершает через него, и так, по дьявольскому научению и преступлению заповеди, это становится для него плодом познания зла. Потому необходимо, чтобы он понес за это наказание.

ІІІ

Совершенное послушание

Господь сказал в Евангелии: “Кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником”, и: “Кто хочет душу свою сберечь, потеряет её”.

Тот отрешается от всего, что имеет, и теряет тело своё, кто предает себя всецело в послушание, в руки старшего над ним. И когда обо всем, что бы он ни делал или не говорил, он знает, что это не противно воле старшего, даже при том, что делает он доброе дело, - это и есть истинное послушание.

И если порой подчиненный увидит некие вещи лучше и полезнее для души своей, чем то, что велит ему старший, пусть он добровольно принесет их в жертву Богу и постарается исполнить то, что наказывает старший. Воистину, это послушание любви, ибо оно угождает Богу и ближнему.

Если же старший потребует от него чего-то противного совести, тот, хотя и не подчиняясь, пускай все же не оставляет его. И если за это придется ему потерпеть гонения со стороны иных, пусть он их любит еще больше, ради любви Божией. Воистину, тот, кто лучше будет терпеть гонения, но не захочет разлучиться с братьями своими, тот исполнит совершенное послушание, ибо душу свою полагает за братьев своих.

Однако, немало таких монахов, которые, под предлогом, будто видят нечто лучшее, нежели то, что им велят старшие, озираются назад и возвращаются на блевотину своеволия. Они – человекоубийцы и причина погибели многих душ, подающие им лукавый пример.

IV

Пусть никто не присваивает себе верховенства

Господь говорит: «Я не пришел, чтобы Мне служили, но чтобы послужить». Те, кого поставили над другими, должны не иначе хвалиться служением старшинства, чем если бы их послали умыть ноги братьям. И насколько больше они смутятся, если их лишат этого назначения, чем если бы их лишили задания умывать ноги, настолько больше собирают они себе краденого сокровища на погибель своей души.

V

Пусть никто не превозносится, но каждый хвалится крестом Господним

Подумай, человек, на какую высоту поместил тебя Господь Бог, ибо Он сотворил тебя и создал как образ возлюбленного Сына Своего по плоти и как подобие его по духу.

И все творения, какие есть под небом, каждое по своей природе, служат, чтут и слушают Творца своего лучше, чем ты. И даже бесы не распяли Его, но это ты с ними вместе распял Его, и теперь еще распинаешь, когда услаждаешься грехами и пороками. Так чем же, скажи, тебе хвалиться?

Воистину, если бы ты даже был столь возвышен и премудр, чтобы познать все учения, разуметь все языки и тончайшим образом исследовать небесные вещи, то всем этим ты не мог бы гордиться, ибо единый бес знал о небесных вещах, а теперь знает о земных больше, чем все люди вместе, разве только не окажется такой, кому от Бога будет даровано особое познание высшей премудрости.

Равным образом, если ты всех богаче и прекраснее, и даже если творишь такие чудные дела, как изгнание бесов, все это тебе только препятствие, и не ты этим обладаешь, и во всем этом тебе хвалиться совершенно нечем, но вот чем мы можем хвалиться: немощами нашими и ежедневным несением на плечах святого Креста Господа нашего Иисуса Христа.

VI

Подражание Господу

Будем же все мы, братья, усердно смотреть на Доброго Пастыря, Который ради спасения овец Своих претерпел крестную муку.

И овцы Господни следовали за Ним в мучениях и гонениях, в поношениях и голоде, в немощах и искушениях, и в прочих подобных вещах, и за это приняли от Господа жизнь вечную. Потому великий позор для нас, рабов Божиих, если святые совершали такие дела, а мы хотим принять славу и честь, только рассказывая о них!

VII

Знания должны вести к добрым делам

Апостол говорит: «Буква убивает, а дух животворит». Тех убила буква, кто алчет узнавать одни слова, чтобы прослыть мудрейшими среди других и чтобы приобрести большие богатства и наделить ими кровных друзей.

Подобно тому, убиты буквою и те монахи, которые не желают следовать духу божественного Писания, но горят жаждой узнавать одни слова и толковать их другим. И тех животворит дух божественного Писания, кто всякую науку, какую знает и какую хочет узнать, не присваивает себе, но словом и примером возвращает всевышнему Господу Богу, Кому принадлежит всякое благо.

VIII

Избегайте греха зависти

Говорит Апостол: «Никто не может сказать: Господи Иисусе, разве как в Духе Святом», и ещё: «Нет творящего благо, нет ни единого».

Потому всякий, кто завидует брату своему из-за того блага, какое Бог говорит и делает в нем, совершает грех богохульства, ибо он завидует Самому Всевышнему, Который говорит и творит всякое благо.

IX

О любви к врагам

Говорит Господь: «Любите врагов ваших и благотворите ненавидящих вас, и молитесь за обижающих вас и гонящих вас». Воистину, тот любит врага своего, кто не скорбит из-за обиды, которую тот причинит ему, но в глубине сердца, ради любви Божией, сокрушается о грехе души его. И делами являет ему свою любовь.

X

Об умерщвлении плоти

Немало таких, кто, согрешив или потерпев обиду, склонны винить врага или ближнего. Но это неверно, ибо каждый имеет в своем распоряжении врага, то есть тело, посредством которого он и грешит. Потому блажен тот раб, который такого врага, доверенного ему во власть, всегда будет держать в плену и мудро от него охраняться, ибо, пока он так делает, никакой другой враг, видимый или невидимый, не сможет причинить ему вреда.

XI

Не соблазняться чужим грехом

Для раба Божия никакая вещь не должна быть отвратна, кроме греха. И если каким угодно образом кто-либо согрешит, и по причине этого греха раб Божий, уже не водительствуемый любовью, придет в смущение и гнев, то соберет он себе в сокровище эту вину. Тот слуга Божий, который ничем не возмущается и ни на что не гневается, вот он воистину живет, не обладая ничем. И блажен он, ибо, воздавая кесарю кесарево и Богу Богово, ничего не оставляет для себя.

XII

Как узнать дух Господень

По такому знаку можно узнать раба Божия, есть ли в нем дух Господень: если, когда Господь совершит через него что-нибудь доброе, его «плоть» от этого не превознесется, - ибо «плоть» всегда чужда всякому благу – но станет еще ничтожнее в собственных глазах и будет почитать себя среди других людей ниже всех.

XIII

О терпении

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Раб Божий не может знать, сколько в нем терпения и смирения, пока его желания удовлетворяются. Когда же придет время, и те, кому подобало бы удовлетворить его, сделают противное – сколько будет у него в этом случае терпения и смирения, столько и есть, и не больше.

XIV

О нищих духом

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Немало таких, кто, усердно прилежа молитвам и службам, умерщвляют плоть трудами и многими воздержанием, но от единого слова, в котором найдут для себя обиду, или из-за какой-нибудь вещи, которой их лишат, уязвленные, мгновенно впадают в гнев. Они не нищие духом, ибо тот, кто истинно нищ духом, ненавидит себя самого, и любит тех, кто ударяет его в ланиту.

XV

О миротворцах

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Истинные миротворцы те, кто во всех злосчастьях, какие терпят в этом мире, ради любви Господа нашего Иисуса Христа хранят мир в душе и теле.

XVI

О чистых сердцем

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Истинно чист сердцем тот, кто презирает земные вещи и ищет вещей небесных, и никогда не перестает поклоняться и созерцать Господа Бога, живого и истинного, чистым сердцем и духом.

XVII

О смиренном рабе Божьем

Блажен раб, который не больше превозносится тем благом, которое Господь говорит и делает через него, чем тем, что Он говорит и делает через другого. Согрешает человек, если хочет получить от ближнего больше, чем хотел бы от себя отдать Господу Богу.

XVIII

О милосердии к ближнему

Блажен человек, который поддержит ближнего своего в его немощи, как сам бы хотел, чтобы тот поддержал его, если бы и он был в сходном положении.

Блажен раб, который все свое добро возвращает Господу Богу, ибо, если, он удержит что-нибудь у себя, то утаит динарий Господа Бога, и то, что он полагает своим, отнимется у него.

XIX

О смиренном рабе Божием

Блажен раб, который не подумает о себе лучше, когда люди хвалят его и превозносят, чем тогда, когда его почитают низким, жалким и ничтожным, ибо какова цена человека перед Богом, такова и есть, и не больше. Горе монаху, который поставлен другими на высоту и по собственной воле не желает спуститься. И блажен раб, который не по своей воле оказывается наверху и постоянно хочет, чтобы другие его попирали.

XX

Об истинном и дурном монахе

Блажен тот монах, у которого нет другой отрады и радости, кроме пресвятых слов и дел Господних, и ими он влечет людей к Божией любви с радостью и весельем. Горе монаху, который находит удовольствие в праздных и игривых словах и вовлекает ими людей в смех.

XXI

О легкомысленном и говорливом монахе

Блажен раб, который, когда говорит, не открывает всего своего в надежде на мзду и не скор на слово, но мудро взвешивает, о чем сказать и как ответить. Горе тому монаху, который не хранит в сердце своем благ, которые Господь явил ему, и не показывает их другим в добрых делах, но, в надежде награды, больше ищет показать их людям на словах. Такой уже получил мзду свою, и те, кто его слушает, не принесут от этого большого плода.

XXII

О братском исправлении

Блажен раб, который расположен терпеть поучение, обвинение и укор от другого так же терпеливо, как если бы сам он это сказал. Блажен раб, который, будучи укорен, с легкой душой соглашается, со скромностью выслушивает, смиренно признает и охотно исправляется. Блажен раб, который не спешит оправдываться и смиренно терпит, когда его стыдят и укоряют за грех, хотя бы он в нем и не провинился.

XXIII

Об истинном смирении

Блажен раб, который так же скромен среди подчиненных ему, как если бы он был среди своих господ. Блажен раб, который всегда остается под розгой исправления. Верный раб и разумный тот, кто во всех своих грехах не помедлит наказать себя: изнутри – сокрушением, а извне – исповедью и исправлением.

XXIV

Об истинной любви

Блажен раб, который так же расположен любить брата своего, когда тот болен и потому не может послужить ему, как он любит его, когда тот здоров и может ему послужить.

XXV

Еще об истинной любви

Блажен раб, если он так же любит и боится брата своего, когда тот вдали, как если бы он был рядом с ним, и не скажет за спиной его ничего такого, чего не мог бы с любовью сказать при нем.

XXVI

Пусть рабы Божии почитают духовных

Блажен раб, имеющий доверие к духовным, живущих по уставам святой Римской Церкви. И горе тем, кто их не чтит. Даже если они грешны, и тогда никто не должен их судить, ибо Господь за Собой Единым оставил право судить их.

Поистине, насколько выше всех их служение пресвятому Телу и Крови Господа нашего Иисуса Христа, Которые они принимают и одни они преподают другим, настолько тяжелее грех, который совершают те, кто согрешат против них, чем если бы они согрешили против всех люде мира сего.

XXVII

Как добродетели изгоняют пороки

Где любовь и мудрость, там изгнан страх и изгнана грубость.
Где терпение и смирение, там не будет гнева и не будет смущения.
Где нищета с радостью, там не будет алчности и не будет скупости.
Где покой и размышление, там не будет блуждания и возмущения.
Где страх Господень хранит свой двор, там враг не сыщет, как войти.
Где милосердие и различение, там нет излишества и нет ожесточения.

XXVIII

Благое следует таить, чтобы не потерять

Блажен раб, собирающий себе на небесах сокровища из тех благ, что Господь явил ему, и не жаждущий открыть их людям в надежде получить что-нибудь в награду, ибо Всевышний Сам откроет дела Свои кому пожелает. Блажен раб, сохраняющий в сердце своем тайны Господа.

орден | віце-провінція | святі та блаженні | піди за мною | євангелізація | парафії | фото | контакти

developed by: Xgroup